ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ: О СВЯЗИ НАУЧНОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

 

 

 

С.А.Остроумов

 

Данная статья написана в 2007 году на основе доклада, сделанного на конференции "Пространство и время" [1], и посвящается Году русского языка.

В.И.Вернадский неоднократно писал о существовании различных путей постижения и освоения человеком окружающего мира.

Два пути познания реальности – поэтический и научный – иногда представляются противоположными другу другу. Но в сущности они дополняют друг друга. Цель этой статьи – попытаться взглянуть на пути поэтических подходов к постижению красоты водных объектов, которые на языке науки называются водными экосистемами. Возможно, что при соприкосновении с этой стороной мироздания в глубине сознания и поэта, и ученого начинают звучать одни и те же струны.

Вода привлекала внимание авторов текстов глубокой древности и  более позднего времени - столь разных, как авторы гимнов Древней Индии и Греции, мыслители средних веков и Возрождения, Шекспир, Байрон и Коулридж, Бальмонт и Блок, Есенин и Бродский …

В мифопоэтической традиции вода – одна из фундаментальных стихий, одна из основ мироздания, начало всего сущего, материал для построения мира. Поэзия и мифология видят в воде символ плодородия, зачатия и рождения.

В иранской мифологии есть обаятельная Ардвисура Анахита – богиня воды и плодородия. В древнеиранском собрании священных книг, песнопений, гимнов "Авесте", которое возникло, как полагают, в первой половине первого тысячелетия до н.э., Адвисура Анахита - прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет любить и славить ее.

В первом известном памятнике индийской литературы, собрании преимущественно религиозных гимнов "Ригведе", который оформился к 10 веку до н.э., четыре гимна  посвящены Апас – персонифицированным космическим водам  в облике юных жен, богинь, матерей. Апас ("воды") целительны и связаны с мёдом, смешивают мёд с молоком, очищают от грязи, от вины, греха, лжи, проклятья.

В скифской мифологии  существует Апи – богиня, имя которой восходит к иранскому корню со значением "вода". Скифы считали Апи богиней земли и воды, супругой первочеловека.

Прибрежные участки суши, включая леса и пещеры, еще в древности были густо населены не только представителями древних народов, но и нимфами, которые прочно овладели воображением поэтов и более широких слоев населения всех последующих поколений.

В древней Греции едва ли не каждый ручей имел свою нимфу и прекрасную историю. Не только богини и нимфы, но и простые охотницы могли обессмертить свое имя и источники воды благодаря поэтическим легендам. Так, охотница Аргантона предчувствовала смерть своего возлюбленного Реса под Троей и не отпускала его от себя. Она покончила с собой на том месте, где впервые сошлась с Ресом во время охоты. На этом месте забил неиссякающий источник. Я думаю, что многие хотели бы найти его и выпить из него хотя бы один глоток воды.

После вытеснения язычества христианством  нимфы  перестали жить в своих уютных пещерах у ручьев, встречать там богов и любить простых смертных, но источники остались, и особая роль воды в поэтических текстах сохранилась.

103-й псалом Библии говорит об источниках и дожде, благодаря которым на земле умножается благополучие, веселящее сердце человека (стихи 11-18).

Само описание водной экосистемы в поэтическом тексте часто ассоциируется с пением. Возможно, струящаяся вода чем-то напоминает поток мелодических звуков:

 

Гладит волны челнок,

и поет тишина.

(Сергей Есенин)

 

Кому поет влюбленная волна

(М. Волошин  "Corona Astralis", венок сонетов)

 

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

(Есенин "Ночь" 1910-1912)

 

Иногда образ водной экосистемы оттеняется не звуком, а, наоборот, тишиной:

 

Затихла шумная волна

(Есенин "Ночь" 1910-1912)

 

Пока шумят вверху сверкающие волны,

Безмолвствует морская глубина.

(Дмитрий Мережковский 1865-1941)

 

Лишь озеро молчит, влача туманы.

(Александр Блок 1880-1921)

 

Автор стихов создает картину водной экосистемы, освещая ее  мерцанием или неярким сиянием:

… в мерцании пенистых струй.           (Сергей Есенин)

 

На помощь поэту приходит свет  звезд и месяца:

 

И на волне звезды сиянье.              (Есенин)

 

И светились из воды

три далекие звезды                          (Есенин)

 

Как легкие пары над озером клубятся

И звезды смотрятся сквозь них в его стекле.

Аполлон Майков (1821-1897) "Дитя мое, уж нет благословенных дней"1841 

 

Одна из основных идей экологии о связи природных объектов в единое целое иллюстрируется строками, написанными в те же годы, когда создавалась сама концепция экологии:

Самое небо с нетленным закатом

В тихом заливе себя повторяет.

А.А.Фет "В вечер такой золотистый и ясный…" 1886

 

Одна из основных идей экологии о многогранной связи человека с окружающей природой рельефно иллюстрируется многими поэтами:

Дышу дыханьем ранних рос,

Зарею ландышей невинных;

Вдыхаю влажный запах длинных

Русалочьих волос, —…

(Ф.Сологуб)

 

Хотя материальные объекты, изучаемые водной экологией, могут быть самыми разными, по сути они все есть разные ипостаси той тайны водной экосистемы, которая скрыта

Под белой магиею пены

И черной магией воды

(Б.Пастернак)

 

Тема загадок природы неоднократно звучит в творчестве Б.Пастернака, где есть такая замечательная строка:

"Где пруд как явленная тайна"

 

Вечное движение воды ассоциируется с глаголами активного действия и перемещения:

Синим жерновом развеяны и смолоты

Водяные зерна на муку.          

Сергей Есенин

 

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.                           

Сергей Есенин

 

Порой все происходит наоборот – все замирает и засыпает:

 

Золотые листья опадали

В синие и сонные пруды.

Николай Гумилев (1886-1921)"Прогулка" (1917) 

 

Вода ассоциируется с чистотой и прозрачностью:

 

Принеси же мне горсточку чистой

Нашей невской студеной воды

(Анна Ахматова 1889-1966)

 

Прозрачный источник долины

(Анна Ахматова)

 

Автору данной статьи это особенно приятно и важно, поскольку часть наших исследований была посвящена анализу природного механизма самоочищения воды в водоемах и водотоках. Этот анализ дополнительно выявил  многогранную важную роль практически всех групп живых организмов в самоочищении воды, названную нами полифункциональной ролью биоты в самоочищении воды [2-4 ] и привел к созданию теории самоочищения  [5].

 

Не уступая в зоркости ученому, поэт замечает процессы эвтрофикации водных экосистем:

 

Ты помнишь? В нашей бухте сонной

спала зеленая вода

А.Блок

 

Изумрудною стала вода замутненных каналов

(Анна Ахматова)

 

У воды

ласковой и млеюще-зеленой

(Анна Ахматова)

 

 

При всей красоте водной поверхности не забыта и  глубинная часть водных экосистем – бенталь  и обитающий на дне бентос:

 

И я напряженно и зорко гляжу-

Туда, на глубокое дно.

(Константин Бальмонт 1867-1942)

 

Там, в полумгле, в тишине,

Где-то там, на таинственном дне,

Новые краски царят,

Драгоценные камни горят.

(К.Бальмонт)

 

Расписные раковины блещут

В переливах чудной позолоты

 

(Афанасий Фет 1820-1892   "Фантазия". 1847)

 

Особый мир донной части водной экосистемы емко характеризуется  немногими словами, буквально одной строкой:

"Глубинный сон речного ила"

(Николай Клюев, между 1916 и 1918)

 

Среди компонентов водной экосистемы особенно повезло растениям - макрофитам. Именно они стали объектом  особого внимания:

 

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися

(Есенин)

 

У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

Перешептывались лилии

С ручейками тихозвонными

(Есенин)

 

На версты и версты шелестящая осока,

Незабудки, кувшинки, кувшинки, камыши.

Болото раскинулось властно и широко,

Шепчутся стебли в изумрудной тиши.

(К.Бальмонт)

 

Как люблю я солнце, тростники

И блеск зеленоватого моря.                            

(М. Кузмин "Мудрость" 1905-1908)

 

Растения, находящиеся около водотока, связаны с водной системой не только в мыслях эколога, но и в глазах поэта:

Простоволосые ивы

бросили руки в ручьи.

(Николай Асеев, 1916)

 

Особенность водных экосистем – водоемов и водотоков - состоит в том, что поэт хочет большего, чем просто созерцать или, замерев в благоговейном молчании, духовно общаться с ними. Он хочет большего – говорить с ними. 

 

Являющий лице небес

Прекрасный вижу я источник.

Источник шумный и прозрачный,

Текущий с горной высоты,

Ты чист - и восхищаешь взоры,

Ты быстр – и утешаешь слух;

И рощи дремлют в тишине,

А ты один, шумя, сверкаешь!

К тебе я прихожу, ручей

Г.Р.Державин 1743-1816 "Ключ" 1779

 

Звучат слова Александра Блока:

 

С вечерним озером я разговор веду.

А озеру – красавице - ей нужно

Чтоб я , никем не видимый, запел

Высокий гимн о том, как ясны зори.

 

Но не только к водной экосистеме обращается лирический герой. Рядом с водой  думается не только о воде. Отблеск водной поверхности освещает особым светом  маленькие местоимения с большим смыслом - "мы", "твой", "твои":

 

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река – как зеркало и вся блестит звездами;

(А.Фет 1854)

 

Скользит туман прозрачный над рекой,

Как твой покров, свиваясь и белея…

(А.Фет 1854)

 

Безмятежные моря струи,

Разговоры и ласки твои,

Тихим смехом твоим озаренные.

(Алексей Апухтин 1840-1893)

 

Созерцание воды заставляет  Алексея Константиновича Толстого подумать о душе:

 

Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,

И взор я погрузить в нее могу до дна;

И ясно вижу вглубь, где, как блестящий клад,

Любви моей к тебе сокровища лежат.

 

В этом же направлении развивается мысль В.Набокова:

"…Реки, как души, все разные…"

 

Тишина рядом с водой помогает осознать  связи между внешней природой и чем-то сокровенным внутри вас:

Широкая река течет беззвучно,

А в сердце дышит бьющийся родник.

К.Бальмонт "Нежнее всего"

 

Близость водной экосистемы может нести счастье, ибо обостряет восприятие многих хороших вещей. Это происходит и в наших родных местах, но еще лучше для этого забраться куда-нибудь подальше от среднерусской равнины. В особенности благотворно действуют на нашего человека водные экосистемы Венеции, что подметил еще в 1882 г., например, великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915):

 

Искрились волны лагуны…

Где-то в дали голубой

Плакали нежные струны, -

Пел гондольер молодой;

 

Пел он про месяц и море,

Про голубую волну,

Пел про блаженство и горе,

Пел про любовь и весну.

("Помнишь, порою ночною" 1882)

 

В конце концов ряд поэтов открыто признаются в любви к воде и водным экосистемам, тем самым озвучивая тайные мысли и чувства гидробиологов и  разъясняя, почему ученые и поэты – единомышленники, спаянные творческой дружбой, союзники, которые "окрылены неведомым стремленьем" (А.А.Фет):

 

Мы воду воспоем…                       (Николай Заболоцкий,  1932)

 

 

И море, и Гомер – все движется любовью.

(Осип Мандельштам, 1915)

 

Неожиданно к нам присоединяется поэт-загадка, обычно не склонный раскрывать душу и открыто признаваться в любви:

 

"Что ты любишь на свете сильнее всего?"-

"Реки и улицы – длинные вещи жизни".

(Иосиф  Бродский. 1974)

 

и я предпочитаю воду

(И. Бродский "Реки" 1986)

 

Особое место в нашем воображении и душе занимает море и многое, что связано именно с морскими масштабными акваториями:

 

…где, вдаль убегая,

Венчается пеною влага морская

На глади бездонных морей …                 (Константин Бальмонт)

 

Вода имеет множество ипостасей. Эта субстанция иногда ассоциируется с холодом, антиподом тепла и горячих чувств, что заметил и подчеркнул Шекспир, заканчивая один из своих знаменитых сонетов:

Любовь нагрела воду, - но вода

Любви не охлаждала никогда.

 

Обаяние воды связано с тем, что она ассоциируется со свободой, о которой всегда мечтает не только гидробиолог, но и любой другой нормальный человек, слегка уставший тащить бремя своих разнообразных обязанностей:

 

Ты слышишь - как в реке холодной

            Поет незвучная вода, -

            Она бежит струёй свободной

            И не устанет никогда.

 

(Вл. Бестужев, 1913; - этого автора цитировал Николай Гумилев в своих заметках о русской поэзии)

 

Хотел бы обратить дополнительное внимание  на англоязычную поэзию. Образ воды очаровывает многих поэтов и здесь:

 

Great wide, beautiful, wonderful world,

With the wonderful water round you curled.

William Brighty Rands [Mattew Browne] 1823-1882

 

Вода и водные макрофиты ассоциируются с образом романтичной героини, стоящим за скромным местоимением 'She':

 

She saw the water lily bloom

Alfred Tennyson (1809-1892) 'The Lady of Shallot' (1832)

 

Вода помогает постичь связь малого и великого:

 

Little drops of water,

Little grains of sand,

Make the mighty ocean

And the pleasant land

Julia A. Fletcher Carney (1823-1908), "Little Things" (1845)

 

Под влиянием воды в голосе англоязычного поэта появляются знакомые русской душе нотки ностальгии и философской печали:

 

O plunge your hands in water,

Plunge them in up to the wrist;

Stare, stare in the basin

And wonder what you've missed

Wystan Hugh Auden (1907-1973)

 

Среди слов, сказанных поэтами, есть загадочные строки, допускающие множественную интерпретацию. Возможно, что приведенные ниже слова Бальмонта допустимо трактовать как и как пророчество о грядущем союзе стихий – в том числе воды – с душой, и как поэтическое описание акта познания человеком экологической мудрости и роли экологических факторов в нашей жизни. В самом деле, не об акте ли познания – таинственной минуте глубокого соприкосновения сознания с реальностью - говорит поэт:

 

Когда, уразумев себя впервые,

С душой соприкоснутся навсегда

Четыре полновластные стихии:

Земля, Огонь, и Воздух, и Вода.      ( К.Бальмонт "И да, и нет")

 

 

Ученым, изучающим воду и водные экосистемы, повезло. Ибо объект нашего внимания с добиблейских времен воспевают поэты, и этот нескончаемый поэтический гимн продолжает звучать между строк всех статей и книг по гидробиологии и водной экологии.

И всюду я думал, что всюду, всегда,

Различно-прекрасна вода.

                                               (К.Бальмонт)

 

 

Литература:

1. Остроумов С.А. Полифункциональное освоение пространства биосферы и водных экосистем: поэтический подход // Пространство и время.  VI Международная научная конференция.   25-26 мая 2007. Москва, КЦ Новый Акрополь. 2007, с.33-34. Далее того же автора:

2.Подходы к очищению и оздоровлению водных объектов (фиторемедиация, биоремедиация, зооремедиация) в связи с теорией  полифункциональной роли биоты в самоочищении вод. - "Вода: технология и экология". 2007.  № 2.   с.49-69. 

3.О некоторых вопросах поддержания качества воды и ее самоочищения // Водные ресурсы. 2005. т.32. № 3. С. 337-347.

4.Polyfunctional role of biodiversity in processes leading to water purification: current conceptualizations and  concluding remarks // Hydrobiologia. 2002. v. 469 (1-3): P.203-204.

5.О биотическом самоочищении  водных экосистем. Элементы теории // ДАН. 2004. т.396. № 1. С.136-141